Плановым документом, который формируется для успешной реализации Стратегии банка и бизнес-планов его подразделений, является Целевая программа. Она определяет деятельность банка по успешному достижению конкретных стратегических или тактических целей (решению проблем), имеющих повышенную актуальность на данном периоде его развития, и для реализации которых требуется кооперация усилий ряда подразделений банка.
Объектом программ могут быть как банк в целом, так и отдельные направления его деятельности (бизнесовые или поддерживающие) и группы подразделений.
Одной из проблем, тормозящих развитие государственного сектора экономики является, с одной стороны, капиталоемкость государственных предприятий, с другой стороны, наличие в законодательной базе Украины достаточно серьезных преград для выдачи кредитов государственным предприятиям коммерческими банками.
Банки лишены возможности обеспечивать кредиты, выданные государственным предприятиям залогом имущества этих предприятий, что влечет за собой существенные риски.
Отсутствие механизмов и четких критериев оценки финансового состояния дотируемых предприятий как потенциальных заемщиков является дополнительным сдерживающим фактором при принятии решения о выдаче кредита.
Для анализа вероятности погашения выданного государственному предприятию кредита и процентов по нему наиболее информативным является изучение его денежных потоков. При этом используется следующая формула:
Действенным механизмом по обеспечению кредита является система поручительства, где поручителем выступает потребитель продукции государственного предприятия.
В целях адекватного формирования резервов для покрытия вероятных рисков при негативной классификации заемщика результативным способом является система залога продукции государственного предприятия, не подпадающая под действие Закона Украины “О введении моратория на принудительную реализацию имущества” и Решения Конституционного Суда от 10.06.2003 № 11-рп/2003.
В Украине объективно сложилась ситуация, при которой для дальнейшего экономического роста возникает необходимость в государственном урегулировании процесса кредитования государственных предприятий.
Одним из способов является введение в обращение некоего нового финансового инструмента, позволяющего использовать его как предмет залога при хозяйственной деятельности государственных предприятий.
Похожие статьи: