Дочерние структуры банков-нерезидентов пользуются национальным режимом работы на российском рынке. Такие банки, как австрийский Райффайзенбанк, Московский международный банк, Ситибанк, активно наращивают объем операций с резидентами и стабильно входят в двадцатку крупнейших банков России.
И хотя формально роль иностранного капитала в банковском секторе остается незначительной, иностранные банки, имея свободный доступ на внешний рынок долгосрочных заимствований, а следовательно, в отличие от российских банков, широкие возможности по формированию долгосрочной ресурсной базы, в настоящее время уже четко обозначили свой повышенный интерес к кредитованию крупных российских компаний и населения.
Значительно увеличиваются объемы сделок по покупке российских кредитных организаций иностранными банками. Так, в течение 2005 года объем подобных сделок по сравнению с 2004 годом увеличился на 20 %. Бум на российском рынке потребительского кредитования побуждает западных финансовых гигантов платить сотни миллионов долларов за сравнительно небольшие отечественные банки.
Исходя из вышеизложенного, опасения, что именно со вступлением России в ВТО заметно усилится давление со стороны иностранных банков на внутренний рынок финансовых услуг, что в конечном итоге обернется утратой самостоятельности национальной банковской системы, представляются нам несколько преувеличенными.
Весьма неоднозначно можно оценивать пока и саму возможность прихода иностранного капитала в российский банковский сектор, поскольку для российского финансового рынка характерны высокие риски и непредсказуемость ситуации. Зарубежные эксперты, анализируя состояние российской банковской системы, отмечают, что кредитные рейтинги наших коммерческих банков остаются на довольно низком уровне.
В настоящее время на фоне экономического подъема банки охотно представляют свои кредиты новым заемщикам, у многих из которых нет достоверной кредитной истории. Предсказать, как эти клиенты поведут себя в случае ухудшения экономической ситуации, представляется сложным. В частности, высокие риски несет потребительское кредитование.
При этом размеры резервирования под эти риски, рассчитанные по российским стандартам бухгалтерской отчетности, слабо учитывают финансовое положение заемщика.
Но и те резервы, которые рассчитываются банками по МФСО, в условиях еще несформировавшейся отечественной системы кредитных бюро не всегда соответствуют реальной потребности, поскольку по МФСО нельзя прогнозировать поведение получателя кредита в случае наступления его неплатежеспособности.
По мнению иностранных аналитиков, одним из факторов уязвимости российской банковской системы является высокая концентрация кредитных рисков, что связано не только с малой “прозрачностью” заемщиков, но и с сохраняющейся структурной диспропорцией экономики, где до 22 % ВВП приходится на топливно-энергетический комплекс.
Похожие статьи: